Кафедра Строительной Механики и Теории Упругости СПбГТУ в 1917-1934г.г.
Department Logo Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ И ТЕОРИИ УПРУГОСТИ
St.Petersburg State Polytechnical University
Structural Mechanics and Theory of Elasticity Department
English version
e-mail: smitu@cef.spbstu.ru
История кафедры / 1917г. - 1934г.

На главную страницу История кафедры Предыдущий раздел Продолжение

В 1918-1919 гг. занятия в институте практически не проводились. В марте 1919 г. проф. Белзецкий выступил с инициативой организации цикла лекций по теории упругости и связанным с нею разделам высшей математики для всех желающих. Его поддержали профессора И.В.Мещерский (механик) и А.А.Адамов с И.И.Ивановым (математики). Предлагалось издать соответствующий курс лекций, но желающих слушать курс в то голодное время не нашлось. Во всем институте тогда числились менее полутысячи студентов, большей частью дипломников.

Ряды преподавателей сильно поредели из-за смертности от голода и тифа, эмиграции и отсутствия транспортной связи с центром города. Из действующих преподавателей строительной механики, статики сооружений и теории упругости в институте остались профессора С.И.Белзецкий и С.И.Дружинин, преподаватели И.И.Бентковский и Б.Г.Галеркин (с января 1919 г. он был также профессором по кафедре строительной механики во 2-м (б. Женском) Политехническом институте). После опубликования в марте 1920 г. декрета о срочном выпуске инженеров занятия в институте несколько оживились. На инженерно-строительный факультет были откомандированы из армии или с гражданской службы около ста "срочников" - старшекурсников.

В августе 1921 г. С.И.Белзецкий эмигрировал в Польшу, где стал профессором Варшавского политехнического института и академиком. Кафедра строительной механики на инженерно-строительном факультете оставалась вакантной недолго - Б.Г.Галеркин, занявший в марте 1920 г. аналогичную кафедру на механическом факультете, изъявил желание перейти на инженерно-строительный факультет. Кабинет строительной механики, организованный профессором на механическом факультете, тоже оказался на инженерно-строительном. Б.Г.Галеркину пришлось заново формировать штат преподавателей строительной механики, и он сделал ставку на молодых - выпускников Политехнического института. Первыми преподавателями второго поколения стали:

Николай Константинович Горчин (1889-1942) - выпускник механического отделения 1917 г., оставленный в институте для преподавания теоретической механики. В 1919 г. он сблизился с Б.Г.Галеркиным и стал преподавать строительную механику в Женском политехническом институте. После избрания Галеркина профессором на механическом факультете Н.К.Горчин вернулся в свой институт. Кроме теоретической и строительной механики он преподавал гидравлику и в соавторстве с И.Д.Чертоусовым опубликовал книгу "Гидравлика в задачах";

Георгий Николаевич Маслов (1895-1944) - выпускник инженерно-строительного факультета 1920 г., оставшийся в институте преподавателем строительной механики по предложению С.И.Белзецкого. Параллельно он преподавал курсы металлических и железобетонных конструкций и работал инженером-проектировщиком в Волховстрое (до 1927 г.), а затем в Днепрострое;

Сократ Андреевич Шустиков (1890-1950), оставленный в институте для преподавания строительной механики после окончания в 1921 г. инженерно-строительного факультета. Педагогическую деятельность он непрерывно совмещал с проектированием и строительством железнодорожных мостов и с 1925 г. преподавал также курс мостов на инженерно-строительном факультете;

Проблему с преподавателями строительной механики корабля решил декан кораблестроительного факультета К.П.Боклевский. Он пригласил выпускника 1911 г. Это был Петр Федорович Папкович (1887-1946), который с 1921 г. до расформирования института в 1930 г. в одиночку управлялся с преподаванием этой дисциплины и теории упругости на своем факультете. В 1925 г. он стал профессором, в 1933 г. избран чл.-корр. АН СССР, позже опубликовал фундаментальный труд "Строительная механика корабля". На кораблестроительном факультете, где было авиационное отделение, в 1922 г. появилась новая учебная дисциплина - "Строительная механика летательных аппаратов", первым преподавателем ее стал Григорий Григорьевич Ростовцев - выпускник этого факультета 1917 г., будущий профессор.

В 1922-1923 гг. проф.Галеркин отобрал для преподавания строительной механики еще двух выпускников инженерно-строительного факультета. Это были:

Николай Андреевич Кандыба (1895-1972), имевший к окончанию института хорошую практику проектирования и строительства разнообразных сооружений. Позже он характеризовался как блестящий лектор по курсам строительной механики, инженерных конструкций и подземных сооружений и как выдающийся инженер;

Александр Васильевич Белов (1896-1965), работавший в проектных и строительных организациях непрерывно со студенческих времен и долго после окончания института. С 1926 г. А.В.Белов большей частью преподавал сопротивление материалов (по предложению С.И.Дружинина), а с 1929 г. - курс железобетонных конструкций.

В 1924 г. преподавателем строительной механики стал выпускник механического факультета (также ученик Б.Г.Галеркина) Алексей Семенович Малиев (1895- ?). Он, как и другие его коллеги, преподавание в институте совмещал с работой в проектных организациях, позже стал профессором и доктором технических наук.

Далее, до 1930 г., состав преподавателей, работавших под руководством Б.Г.Галеркина, пополнился только одним выпускником инженерно-строительного факультета 1927 г. Это был Лазарь Соломонович Гильман (1902- ?), который, в отличие от старших коллег, сначала стал аспирантом (аспирантура в то время не должна была заканчиваться защитой диссертации, поскольку ученые степени были упразднены еще в 1918 г. Но защита аспирантской работы позволяла занимать должность доцента). Л.С.Гильман стал аспирантом Б.Г.Галеркина в 1928 г. и до 30 г. имел небольшую учебную нагрузку по строительной механике.

В 1929 г. от инженерно-строительного факультета отделилась его гидротехническая часть, ставшая факультетом водного хозяйства (позже - гидротехническим). До этого студенты-гидротехники получали общестроительную подготовку наравне со студентами-дорожниками и мостовиками.

Из 22 лет существования инженерно-строительного факультета 15 лет им руководили профессора, ведущие курсы строительной механики, статики сооружений и теории упругости (С.И.Дружинин - в 1907-1915 гг, С.И.Белзецкий - в 1918 г., Б.Г.Галеркин - в 1923-1929 гг. В остальное время деканами были математик В.И.Станевич, гидромеханик Д.П.Рузский и механик Е.Л.Николаи).

Через несколько месяцев после раздела инженерно-строительный факультет был передан Строительному институту (ЛСИ). Оставшейся на месте гидротехнической частью, как бы она потом ни называлась, всегда с 1929 г. руководили представители "мокрых" специальностей и кафедр. Общестроительная подготовка инженеров-гидротехников стала все более отходить на второй план (на других факультетах она исчезла еще в начале 20-х годов).

Утрата сухопутно-дорожного отделения могла произойти еще в 1925 г., но тогда декану Б.Г.Галеркину удалось добиться отмены принятого втайне от него постановления о ликвидации этого отделения. Снижение уровня не только общестроительной, но и общеинженерной подготовки специалистов на факультете началось, вообще говоря, еще в 1923 г. Тогда в связи с сокращением вузовского курса до трех лет учебное время, отводимое на строительную механику и статику сооружений, было уменьшено по сравнению с дореволюционным сразу в 1,5 раза (на физику - в 2,5 раза, на химию - в 3 раза и т.д.). После возврата к 4- и 5-годичному курсам потери на эти дисциплины были частично компенсированы, но в меньшей мере, чем на специальные дисциплины. Подготовка инженеров-гидротехников становилась все более узкопрофессиональной.

После распада Политехнического института в июне 1930 г. на отраслевые вузы факультет водного хозяйства превратился в Гидротехнический институт (ЛГТИ). Все студенты-гидротехники были разделены по специальностям, специальности - на циклы, циклы - на группы. Была попытка сгруппировать и преподавателей по дисциплинам и "кафедрам" (группам родственных дисциплин). В октябре 1930 г., единственный раз за все время существования ЛГТИ, проф. Галеркин в приказе был назван заведующим кафедрой (он должен был курировать преподавание строительной механики и сопротивления материалов).

Строительную механику преподавали на специальностях "расчетно-конструкторская" (с циклами "гидротехнические конструкции" и "гидротехнические сооружения"), "утилизация водных сил", "водоснабжение", "промышленная и инженерная мелиорации" (цикл орошения). На специальностях "производство гидротехнических работ", "гидротехнические изыскания и исследования" "инженерные мелиорации" (цикл осушения) строительная механика полагалась излишней - там подготовка инженеров в области расчетов сооружений на прочность завершалась на уровне сопротивления материалов. Теория упругости не изучалась ни на одной специальности. В условиях, когда от высшей школы требовали готовить в короткий срок (до трех лет) узких специалистов, а довузовская подготовка большинства студентов находилась в объеме рабфаковского курса, о преподавании теории упругости не могло быть и речи.

С образованием ЛГТИ состав преподавателей строительной механики сильно обновился. Из прежних профессоров и доцентов остались Б.Г.Галеркин и Н.А.Кандыба. Доценты Г.Н.Маслов и С.А.Шустиков стали преподавать курс инженерных конструкций в ЛГТИ и ЛСИ, Н.К.Горчин - теоретическую механику в тех же институтах, А.В.Белов - сопротивление материалов. В 1930 г. бывший инженерно-строительный факультет, выделившийся из него в 1929 г. факультет водного хозяйства, а затем Строительный и Гидротехнический институты, образованные из этих факультетов, выпустили в общей сложности свыше 550 инженеров (больше, чем за все предшествующие годы советской власти), которые уже не выполняли дипломные проекты или работы. Поэтому Б.Г.Галеркин отобрал пополнение преподавателей из числа тех выпускников, которых выделил из общей массы в период изучения ими строительной механики. Это были:

Фото С.С.Голушкевича Сергей Сергеевич Голушкевич (1903-1956), чья студенческая работа 1925 г. о линиях влияния изгибающего момента в неразрезных балках была опубликована по представлению Б.Г.Галеркина в "Известиях ЛПИ". Старшекурснику Голушкевичу профессор доверил в 1929 г. вести упражнения по строительной механике. В 1930-1932 гг. он был ассистентом в ЛГТИ и ЛСИ, а с 1932 г. - доцентом в ЛИИПС (Институте инженеров промышленного строительства - бывшем ЛСИ);

Игорь Петрович Ерохин (1905-1969), ставший проводить упражнения под руководством Б.Г.Галеркина с 1929 г., когда сам был на старшем курсе. Он стал ассистентом в ЛСИ и по совместительству в ЛГТИ;

Авраам Зиновьевич Ротшильд (1900- ?), оставленный преподавателем по окончании инженерно-строительного факультета, а через год переведенный в ЛСИ. Уже в 1933 г. он стал доцентом в Холодильном институте, поскольку имел значительный опыт проектной и руководящей работы (с 1925 г.) на строительстве портовых холодильников.

По представлению общественных организаций аспирантом и преподавателем строительной механики был оставлен Сергей Михайлович Старостин (1902-1966), получивший вслед за этим административные должности зам. зав. специальностью, а в 1932 г. - начальника учебной части ЛГТИ.

В 1932 г. аспирант Л.С.Гильман защитил аспирантскую работу и стал доцентом, а новый аспирант и выпускник ЛГТИ Александр Ильич Боткин был привлечен к преподаванию строительной механики. В июне 1934 г. отраслевые вузы, оставшиеся на территории бывшего Политехнического, были объединены на правах факультетов в Ленинградский индустриальный институт (ЛИИ). Политехнический институт под другим названием, понеся огромные потери, был воссоздан.


На главную страницу История кафедры Предыдущий раздел Продолжение
Department Logo Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ И ТЕОРИИ УПРУГОСТИ
St.Petersburg State Polytechnical University
Structural Mechanics and Theory of Elasticity Department
English version
e-mail: smitu@cef.spbstu.ru