Рассмотрим элементарный отрезок стержня (рис. 7.3,а.) в условиях плоской задачи под действием внешних нагрузок и (нагрузки действуют в плоскости , проходящей через ось стержня, а поперечное сечение стержня имеет плоскость симметрии, также совпадающую с плоскостью ).
Рис. 7.3.
Отрезок стержня находится в равновесии, т.е. внешние нагрузки и внутренние силы связаны между собой так:
Пусть отрезок стержня получает возможные перемещения (рис. 7.3,б), связанные не с нагрузками и , а с любым другим воздействием (например, с изменениями температуры). Чтобы подчеркнуть произвольность причины, вызвавшей эти перемещения, все концевые значения их отмечены *. Возможным перемещениям отвечают возможные деформации (на рис. 7.3,б пунктиром показана деформированная ось стержня, а на рис. 7.3,в – положительные направления угла поворота сечения , угла сдвига и изменения кривизны ). Деформации удлинения, сдвига и изгиба находятся по формулам сопротивления материалов, соответственно, как:
Обозначим работу внешних усилий на соответствующих им возможных перемещениях элементарного отрезка через . Внутренние усилия N,Q,M по концам стержня оказываются , как и нагрузки и , внешними по отношению к стержню, поэтому
Работа распределенных нагрузок определена здесь как работа их равнодействующих на осредненных значениях перемещений. После раскрытия скобок и пренебрежения малыми величинами второго порядка получим:
С учетом уравнений равновесия (7.1): . И, наконец, с учетом геометрических уравнений (7.2): . Для стержневой системы в целом
где L означает, что интегрирование осуществляется по длине всех стержней системы. Работа внутренних усилий, которую обозначим через , может быть теперь найдена на основе начала возможных перемещений:
|
Введем предварительно понятия обобщенной силы и обобщенного перемещения. Рассмотрим некоторую совокупность разнообразных внешних усилий (рис. 7.4,а). Все эти усилия можно выразить через один параметр , который может иметь размерность любого усилия (сосредоточенной силы, распределенной нагрузки или момента). Если принять , то получится совокупность (рис. 7.4,б), в которой все усилия пропорциональны этому ( a и b имеют размерность длины).
Рис. 7.4.
Данную совокупность можно считать обобщенной силой, а параметр - значением этой силы (при =0 исчезают одновременно все составляющие обобщенной силы). Пусть стержневая система вместе с приложенной к ней обобщенной силой получает возможное перемещение (штриховая линия на рис.7.4,в). Все составляющие обобщенной силы совершают работу на соответствующих им (по месту и направлению) возможных перемещениях:
Параметр , т.е. значение обобщенной силы, оказывается общим множителем в выражении работы. Работу, которая является скалярной величиной, можно представить в виде , где - обобщенное перемещение. Размерность получается делением размерности работы на размерность значения обобщенной силы. Применительно к примеру: . Как видно, обобщенное перемещение не есть просто сумма перемещений, на которых совершают работу составляющие обобщенной силы. Понятия обобщенной силы и обобщенного перемещения позволяют оперировать произвольными совокупностями внешних усилий и различными сочетаниями перемещений так же просто, как одиночными силами и перемещениями. Рассмотрим теперь одну и ту же стержневую систему, показанную, например, на рис. 7.5, под действием двух различных внешних нагрузок. В первом состоянии в стержневой системе возникают внутренние усилия и деформации
А во втором состоянии – внутренние усилия и соответствующие деформации.
Рис. 7.5.
Определим работу, совершаемую внешними усилиями первого состояния на перемещениях, вызванных усилиями второго состояния, -
. Эти перемещения являются действительными по отношению к усилиям второго состояния и могут приниматься в качестве возможных по отношению к усилиям первого состояния.
. Аналогичным образом находится работа, совершаемая внешними усилиями второго состояния на перемещениях первого состояния: . Сопоставляя выражения и (первый индекс указывает на номер состояния, внешние усилия которого совершают работу, а второй – на номер состояния , на перемещениях которого совершается эта работа), находим
т.е. работа внешних усилий первого состояния на перемещениях второго состояния равна работе внешних усилий второго состояния на перемещениях первого (теорема взаимности работ Бетти). Применим теперь понятие обобщенных сил и перемещений. Пусть внешние нагрузки первого состояния составляют обобщенную силу, значение которой , а нагрузки второго состояния составляют обобщенную силу и со значением . Тогда обе работы можно выразить через обобщенные перемещения: и (первый индекс у символа обобщенного перемещения указывает, какой обобщенной силе оно соответствует по месту и направлению, а второй – действием какой обобщенной силы вызвано.) С учетом равенства работ (7.4) получим
т.е обобщенное перемещение соответствующее первой единичной обобщенной силе и возникшее под действием второй единичной обобщенной силы, равно обобщенному перемещению, соответствующему второй единичной обобщенной силе и возникшему под действием первой единичной обобщенной силы – теорема о взаимности перемещений Максвелла.
Рис. 7.6.
Иллюстрацией теоремы о взаимности перемещений являются три примера на рис. 7.6. В случаях, когда обе обобщенные силы, имеют одинаковый характер (рис. 7.6,а, где и - сосредоточенные силы), соответствующие им обобщенные перемещения и одинаковы по значению и по размерности. Если обобщенные силы имеют разный характер (сосредоточенная сила и момент на рис. 7.6,б; два противоположно направленных момента и сосредоточенная сила на рис. 7.6,в), соответствующие им перемещения и равны только по значению, а размерности имеют разные – линейные перемещения измеряются в единицах длины, а угловые ( угол поворота сечения на рис. 7.6,б и взаимный угол поворота сечений или "угол раскрытия шарнира" на рис. 7.6,в) – в радианах. Обобщая полученные результаты на случай, когда рассматриваемых состояний стержневой системы не два, а произвольное число, получим
и
где i и k - номера состояний стержневой системы.
|